В МОСКВЕ ПРОШЁЛ СЕМИНАР МАСТЕРА СТИЛЯ ЧЭНЬ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ ДЭН ЦЗЕ

ДЕН ЦЗЕВ истории российского ушу произошло важное событие – с 21 июля по 2 августа в г. Москва проходил семинар мастера стиля Чэнь тайцзицюань Дэн Цзе, который был организован при поддержке торгового дома Budo Sport.

Это первая поeздка Дэн Цзе за рубеж. Мастеру в этом году исполнилось 85 лет, он является одним из прямых учеников прославленного Чэнь Факэ (1887 - 1957), ЧЕНЬ ФАКЕпознакомившего широкую общественность с тайцзицюань семьи Чэнь из провинции Хэнань.

Вся жизнь Дэн Цзе была связано с военным делом и воинскими искусствами. Детство и юность Дэн Цзе прошла в годы подъема китайского ушу, который наступил после Синхайской революции 1911 г. в 20 – 30 гг. В Китайской республике еще были сильны традиции ушу, ставившие во главу угла боевые задачи, и одновременно начало развиваться получившее поддержку государства движение за массовое ушу, цель которого состояло в оздоровлении и поднятии духа нации. Это было время, когда достоянием общественности становились многие закрытые стили и техники. Тогда же начинается научное изучение истории развития ушу, в целом, и его отдельных направлений, в частности – публикуются и трактаты и исследовательские работы.

Дэн Цзе начал заниматься боевыми искусствами с шести лет под руководством своего отца. Ему довелось изучить ряд внешних стилей – хэйхуцюань (кулак Черного тигра), фэйхуцюань (кулак Летящего тигра), хунцюань (кулак [семьи] Хун), эрланцюань (кулак двух молодцов), тайцзуцюань (кулак Первопредков), дитанцюань (кулак лежащего на земле), таньтуй. Кроме этого, он обучался обращению с холодным оружием – мечем, копьем и др. Все эти годы прошли в условии постоянных тренировок. С детства Дэн Цзе окружала атмосфера культа воинского мастерства, мужества, благородства. Его отец, состоятельный человек, пользовался популярностью в мире ушу и обладал большим кругом знакомых.

В 1932 г. в его жизни произошло знаменательное событие - под руководством Чэнь ФакэЧЕНЬ ФАКЕ Дэн Цзе начал изучать тайцзицюань. Встреча с этим выдающимся человеком из мира китайского ушу наложила отпечаток на всю его жизнь. До самой смерти учителя в 1957 г., несмотря на все жизненные перипетии, он поддерживал связь с ним, продолжал учиться и, по мере возможности, помогал его семье. 

Дэн Цзе начал приходить к Чэнь Факэ, когда тот жил в “Хэнань хуйгуань” (Гостиный двор пров. Хэнань). По словам Дэн Цзе, Чэнь Факэ с учениками, как правило, занимался индивидуально. Дэн Цзе, как и большинство учеников не видел, как тренируется сам Чэнь Факэ, он только знал, что это происходило практически в течение всего дня. Ученики приходили к нему домой не регулярно в установленные дни, а тогда, когда нарабатывали предыдущий материал. Чэнь Факэ проверял его усвоение, показывал новые движения, объяснял применения и т.п. Он не любил много рассказывать, мало говорил, много показывал. Поскольку между семьей Дэна и Чэня были близкие отношения, он часто оставался у него после тренировок.

В 1935 г. он поступает в военное учебное заведение Гошугуань провинции Хэбэй, где к 1938 г. получает специальное военное образование. В институте изучались традиции боевого искусства собственно китайцев и национальных меньшинств. Там под руководством опытных наставников Сюй Цзяфу и Гяо Сяньюня он изучал бацзицюань (кулак Восьми пределов), пигуа (букв.рубить и подвешивать”, прямые и округлые удары, наносимые сверху вниз), лоханьцюань (кулак Архата) и др. Там же совершенствовались его навыки владения холодным оружием и подручными предметами. Вместе с остальными студентами он также изучал теоретические и практические дисциплины современной воинской науки. Как рассказывает Дэн Цзе, весь день он занимался внешними стилями по программе Гошугуань, а вечером – тайцзицюань

В зрелые годы мастеру пришлось пережить все сложности, которые преподнесла новейшая история китайскому народу – японская оккупация и приход к власти коммунистов. В сложный период политических и экономических преобразований 50-60 гг., в годы культурной революции 1966 – 1976 гг. Дэн Цзе досталась нелегкая судьба. Служа в армии и в органах правопорядка, он более 18 лет провел на северо-востоке Китая в провинции Хэйлунцзян, при этом, в ряды партии он не вступал.

На протяжении всей своей жизни, какие бы направления китайского ушу не изучал и не тренировал Дэн Цзе, основным было и остается занятие тайцзицюань. Именно эти занятия, по его мнению, позволили ему пройти столь нелегкий путь. Более десяти раз он был на краю жизни и смерти – принять единственно правильное решение, спасаясь ли от штыка или меча японского оккупанта, от гнева разгневанной толпы, выжить, ему позволяли навыки боевого искусства.

Лишь в начале 80-х гг. его жизнь стала входить в нормальную колею. С 1980 г. он начал в Пекине преподавать стиль Чэнь тайцзицюань. И здесь ему пришлось решать нелегкие проблемы – к тому времени многие прямые ученики Чэнь Факэ умерли, кто-то жил в других провинциях. Дэн Цзе принимал деятельное участие в создании Научно-исследовательского общества стиля Чэнь тайцзцицюань, где занимал пост секретаря, но постепенно был вытеснен из числа его руководителей. Одна из причин этого было несогласие с путем модернизации стиля в сторону упрощения в целях массовой популяризации. Кроме этого, будучи старейшим учеником Чэнь Факэ, он хорошо знал многие подробности биографии руководителей и простых членов общества, как и у кого на самом деле они учились, мог реально оценить уровень их мастерства.

Дэн Цзе не согласен, когда ему говорят, что он изменил первый комплекс, сократив его до 72 позиций и отказался от второго. Занимаясь с Чэнь Факэ, он изучал первый и второй комплексы (таолу). В первом комплексе было 74 позиции (ши). Но уже после смерти Чэня его младший сын Чэнь Чжаокуй (1927 – 1981) и ученик Гу Люсинь (1908 – 1981) внесли изменения и первый комплекс стал включать 83 позиции. Увеличение числа позиций произошло за счет повтора части комплекса от даоцзюаньчуй (“отвести руку назад и нанести удар вперед”, № 61) до гаотаньма (“взнуздать поднявшуюся на дыбы лошадь”, № 71) – т.е. прохождение еще одной “дорожки”, упрощенно говоря с еще одним “отступлением назад” и “облачными руками”. Одновременно, возросла амплитуда движений, сократилось число движений с реальным применением внутри каждой позиции. Эта форма описана в совместной книге Чэнь Цзячжэня и Гу ЛюсиняЧэньши тайцзицюань” (Кулак Великого предела семьи Чэнь). 

Упрощение стиля продолжалось и в дальнейшем. Ведь условия, в которых развивалось тайцзицюань во второй половины ХХ в., значительно отличались от прежних времен. В современном обществе боевой аспект неизбежно уходит на второй план, повышается роль оздоровления и самосовершенствования человека; ушу выходит за рамки семьи и рода. Тайцзицюань, один из немногих стилей ушу, который оказался востребованным в обществе и приобрел сотни тысяч поклонников. Но носителем традиции являются единицы. Дэн Цзе – один из них.

Общаясь с Чэнь Факэ, который был другом и деловым компаньоном его отца, Дэн Цзе с детства (он дружил со старшим сыном Чэнь Факэ) видел, как и в каком направлении развивалось мастерство его учителя, для которого приоритетом являлось углубление возможностей боевого применения в каждой позиции комплекса. Будучи профессиональным военным, которому довелось на практике постичь преимущества чэньского направления тайцзицюань как боевого стиля, он продолжал совершенствовать прикладную сторону, помня, что постижение тайцзицюань без применения будет неполным и нецелым. Это особенно важно, поскольку популяризация неизбежно связана с подчеркиванием только оздоровительной функции тайцзицюань. Конечно, и эта сторона является крайне важной, поскольку создает условия для овладения боевой техникой, поэтому помимо применения, большое внимание им уделяется внутренней работе (нэйгун) с сознанием и ци. Отсюда направление Дэн Цзе называется “Кулаком семьи Чэнь Великого предела и внутренней работы” (Чэнь ши тайцзи нэйгун цюань). В своем комплексе 72 позиций Дэн Цзе сохранил логику комплекса Чэнь Факэ и ввел в него некоторые техники из второго комплекса, который еще называют паочуй (пушечные удары).

Дэн Цзе часто повторял слова своего учителя “в кулаке есть кулак, а в искусстве есть искусство” (цюаньчжун ю цюань, шучжун ю шу), которые он объяснял как предупреждение от отхода от рационального сочетания боевого применения с аспектами укрепления здоровья в одну или другую сторону. Такой подход предусматривает, что каждое следующее поколение, руководствуясь мышлением тайцзицюань, должно вносить нечто новое, углубляя и развивая стиль. Так и поступал Дэн Цзе. Считая, как и Чэнь Факэ, основным в боевом искусстве боевое же применение, он, опираясь на теорию и базовые принципы тайцзицюань, развивал идеи учителя. Эта теория основана на представлениях традиционной китайской философии о двух противоположных взаимосвязанных началах – инь и ян, отраженных на схеме Великого предела. Сама суть тайцзицюань заключается в возможности постоянных изменений. Опираясь на эту теорию, он исходил из базового требования тайцзицюань, который заключается в “целостности” внутреннего и внешнего аспектов. Первое подразумевает целостность сознания и движения, второе – целостность движения тела, оно формулируется так: “что-то одно пришло в движение – нет ничего, чтобы не двигалось” (и дун, у бу дун). Он руководствовался также учением китайской медицины о каналах и законах обращения ци в организме человека, использовал теоретические положение “Книги перемен”.

Дэн Цзе так сформулировал особенность своего комплекса: 

– “Любое применение возможно в восьми направлениях” (ба гэ фансян). Применение возможно в любой момент времени в любом направлении, в этом собственно и заключается боевое предназначение тайцзицюань.

– “В каждой позиции много изменений, в каждой руке много рук” (иши до бянь, ишоу до шоу). Это означает, что применение техники тайцзицюань возможно в любой момент движения с учетом роста и комплекции противника, дистанции, направления и скорости его атаки. Каждая позиция, каждое движение не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным, изучаемые позиции – это не мертвые конструкции, из каждой позиции есть переход в другую в любой момент времени. 

Увеличение движений внутри позиций произошло естественным образом, исходя из двух описанных особенностей, за счет тщательного продумывания всех вариантов возможного применения. Поэтому, в каждой позиции комплекса Дэн Цзе значительно больше применений, чем в комплексе из 83 позиций. Только в начальной позиции (Юйбэйши) их может быть не менее пятидесяти.

Сокращение амплитудности движений связано с увеличением числа базового для стиля Чэнь использования усилия “наматывания” (чань цзинь). Интересно замечание мастера о том, что в тайцзицюань это усилие не прекращается, именно оно позволяет в любой момент времени перейти к атаке в любом направлении. Дэн Цзе часто вспоминал слова Чэнь Синя (1849-1929), автора фундаментального трактата “Чэньши тайцзицюань тушо” (Схемы и объяснения кулака Великого предела семьи Чэнь), о том, что “тайцзицюань это и есть усилие наматывания”.

С точки зрения техники ударов еще одной важной особенностью стиля Чэнь является упругое взрывное усилие. Дэн Цзе не только демонстрировал его, но и подробно объяснил, как оно вытренировывается, показал специальные упражнения. Он подчеркнул, что это усилие основано на принципах тайцзицюань и связано с внутренней работой, а не грубой физической силой. Именно сочетание этого вида усилия с усилием “наматывания” и позволяет естественно осуществить на практике первую и вторую особенность. Это один из секретов стиля Чэнь, не четкое представление о котором заставляет некоторых любителей ушу сомневаться в принадлежности стиля Чэнь к тайцзицюань. Важнейшим является положение о том, что когда прекращается усилие, не прекращается движение мысли.

В процессе обучение большое внимание Дэн Цзе уделяет правильному дыханию. Оно связано с такими базовыми понятиями тайцзицюань как “закрытие” (хэ) и “открытие” (кай): закрытие – вдох (инь), живот сжимается и открытие – выдох (ян), живот выпячивается. Скорость и интенсивность ударов во всех восьми направлениях достигается благодаря правильному дыханию, в том числе, и за счет специфической техники “запирания дыхания” (бици). В постоянной работе живота (точнее, области нижнего “киноварного поля”) заключается проявление связи между внешним движением тела и внутренним движением мысли и ци – в этом начало “внутренней работы” (нэйгун) стиля. Правильное усвоение этого необходимо для успешного овладения боевой техникой тайцзицюань, которая включает удары, захваты, заломы, броски, толчки, быстрые перемещения и т.п. Весь ее арсенал в полной мере и представлен в комплексе 72 позиций мастера Дэн Цзе.

Раскрывая возможности применения тайцзицюань, Дэн Цзе неоднократно подчеркивал, что правильное выполнение форм существенно на начальных этапах обучения, но губительно при дальнейшем совершенствовании, поскольку тайцзицюань, как стиль ушу, можно постичь лишь при овладении навыками реального боевого применения. В противном случае, останется лишь оздоровительный аспект, что, конечно, само по себе не так уж и мало, но все-таки далеко недостаточно для целостного освоения стиля. Сам же Дэн Цзе обращая участников семинара на свой возраст, говорил, что, прожить столько лет, он смог только благодаря занятию тайцзицюань и величайшее счастье человека, сохраняя здоровье, в преклонном возрасте быть окруженным любящими детьми, внуками и правнуками.

В настоящее время у него много учеников по всему Китая, среди них есть и близкие, которые непосредственно перенимают его мастерство. Кроме того, у него занимается много иностранцев. К россиянам у него особое отношение, ведь у него охотно учатся искусству тайцзицюань “прикладники”, те наши соотечественники, кто занимается каратэ, боксом, дзюдо, разными видами борьбы и рукопашного боя. Это позволяет не только расширить и углубить возможности применения своей техники, но и найти пути самосовершенствования и гармонизации своей личности, а также, что сейчас исключительно актуально и для Китая, сохранить тайцзицюань как боевой стиль.

Марк Ульянов.


 

Новости   Семинар   Мастер   Галерея   История    Ссылки

2001. Designed by Alexander Rodionov

SpyLOG

Hosted by uCoz